20 ноября -Всероссийский день правовой помощи детям,
Всемирный день ребенка.
Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана в честь принятия ООН в этот день в 1959 году Декларации прав ребенка. В этот же день, но в 1989 году была принята также Конвенция о правах ребенка. Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира. Это день правовой помощи детям сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также их законным представителям по вопросам прав детей, опеки, попечительства и детско-родительских отношений.
Краткое содержание Конвенции о правах ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка состоит из 54 статей. Все они одинаково важны и действуют как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.
Статья 1
Ребенок — это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
Статья 2
Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.
Статья 3
В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.
Статья 4
Государства, ратифицировавшие Конвенцию, должны стремиться в меру всех имеющихся в их распоряжении ресурсов осуществлять социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает, необходимо искать решения путем международного сотрудничества.
Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.
Статья 7
Ребенок имеет право на имя и национальность. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать, кто его родители. Ребенок имеет право рассчитывать на заботу со стороны родителей.
Статья 9
Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания, кроме случаев, когда это отвечает его интересам. Ребенок, который не живет с родителями, имеет право встречаться с ними регулярно.
Статья 10
Запросы членов семей, живущих в разных странах и желающих соединиться, должны рассматриваться доброжелательно, гуманно и быстро,
Статья 12-15
Ребенок имеет право высказывать свое мнение по всем имеющим к нему отношение вопросам. При рассмотрении судом и властями дел, касающихся ребенка, необходимо заслушать его показания и действовать прежде всего в его интересах. Права ребенка на свободу мысли, совести и вероисповедания должны уважаться.
Статья 18
Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.
Статья 19
Ребенок имеет право на защиту от физического и психического насилия, от отсутствия ухода или использования родителями или опекунами в их интересах.
Статьи 20-21
Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об интересах ребенка в соответствии с действующими законами.
Статья 22
Ребенок-беженец, прибывший один, со своими родителями или третьим лицом, имеет право на защиту и помощь.
Статья 23
Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества.
Статья 24
Ребенок имеет право на полноценное медицинское обслуживание. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.
Беременные женщины и молодые мамы имеют право на медицинское обслуживание.
Статьи 28 - 29
Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать в духе понимания, мира, терпимости и дружбы между народами.
Статья 30
Ребенок, принадлежащий к национальному меньшинству или коренному населению, имеет право на свой язык, культуру и религию.
Статья 31
Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.
Статья 32
Ребенок имеет право на защиту от экономического использования и тяжелой работы, которая вредит или мешает образованию и подвергает опасности здоровье ребенка.
Статья 33
Ребенок имеет право на защиту от незаконного потребления наркотиков.
Статья 34
Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуального насилия и использования в проституции и порнографии.
Статья 35
Кража, продажа или торговля детьми обязаны пресекаться.
Статья 37
Ребенок не должен подвергаться пытке или другой жестокости, бесчеловечному или унижающему обращению и наказанию. Ребенок не должен незаконно или произвольно лишаться свободы. Ребенок не должен караться пожизненным заключением или смертной казнью. С каждым лишенным свободы ребенком следует обращаться гуманно и с уважением. Ребенок имеет право незамедлительно получить юридическую помощь. Ребенок, находящийся в заключении, имеет право на контакты и встречи со своей семьей.
Статья 38
Ребенок, не достигший 15 лет, не должен использоваться для прямого участия в вооруженных конфликтах. Запрещается вербовать в солдаты детей такого возраста для участия в вооруженных конфликтах.
Статья 39
Ребенок, оказавшийся жертвой плохого ухода, использования, пренебрежения, пытки, вооруженных конфликтов или другого бесчеловечного обращения, имеет право на реабилитацию и приспособление к жизни общества.
Статья 40
Ребенок, обвиняемый в преступлении или судимый за наказуемые действия, имеет право на обращение, способствующее развитию чувства уважения как к себе, так и к правам и основным свободам других людей.
Статья 41
Права Конвенции не действуют, если другие национальные законы предоставляют ребенку лучшие возможности для осуществления его прав.
Статья 42
Государства , присоединившиеся к Конвенции, берут на себя обязанность распространять информацию о постановлениях и принципах Конвенции среди взрослых и детей.
Статьи 43 - 45
Постановления о деятельности стран, присоединившихся к Конвенции, по ее претворению в жизнь. Наблюдательный комитет ООН контролирует отчеты стран — участниц Конвенции. Органы ООН и добровольные организации также имеют право на участие в информировании ООН.
Статьи 46 - 54
Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.
ЧТО МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ТЫ?
Ты можешь помочь следить за исполнением прав ребенка и за тем, как осуществляется Конвенция о правах ребенка.
Расскажи о Конвенции другим. Чем больше детей, знающих о своих правах, чем больше взрослых, которые знают о них, - тем сильнее станет давление на тех, кто принимает решения.
Информация и знание - это эффективный способ воздействия и достижения перемен.
Распространяй сведения. Начни дискуссию. Расскажи другим, что ты знаешь о правах ребенка, и требуй исполнения Конвенции.
Отчет об организации правового просвещения и распространения
информации о правах ребенка
В МБОУ «Старицкая ВСШ» сотрудниками проводится определенная работа по обеспечению социальной защиты и охраны прав воспитанников.
Педагоги, психолог, социальный педагог осуществляют индивидуальные консультации учащихся и их родителей. Кроме того, консультации проводятся специалистами отдела социальной защиты населения в форме сетевых встреч.
В кабинете истории оформлен и постоянно обновляется «Правовой уголок», на стендах которого учащиеся могут почерпнуть информацию о своих правах и обязанностях в доступной для них форме.
Классными руководителями, учитель обществознания проводят правовые викторины и конкурсы. Наши ученики рисовали рисунки, показывая в них, как они понимают право детей на бесплатное образование и право на охрану своего здоровья.
Были проведены правовые беседы с учащимися на тему «Конвенция о правах ребенка – документ особого социально-нравственного значения». Конкурсы и выставки рисунков на тему «Права человека – глазами ребенка».
Учитель обществознания проводит с учащимися занятия по правовому просвещению с демонстрацией адаптированных для учащихся видеоматериалов.
Для родителей и кандидатов в опекуны еженедельно проводятся консультации юрисконсульта Центра.
В рамках межведомственного взаимодействия проводятся беседы с учащимися инспекторов ГПДН отдела полиции и сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В ходе этих бесед ребятам приводят примеры из жизни их сверстников, разъясняют положения российских законов, в части, касающейся несовершеннолетних, проверяют их знания о собственных правах и обязанностях.
|