Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности
Тема: Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности знать обязан.
Цели: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре.
Оборудование: предметные картинки, кроссворд, карточки с пословицами.
План воспитательного мероприятия:
1.Введение в тему:
1.1. Работа с загадками;
1.2.Беседа «Причины пожаров»
2. Сообщение о краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров.
3. Работа в группах.
4. Коллективное составление памятки «Правила поведения при пожаре»
5. Подведение итогов.
Ход внеклассного мероприятия
1. Введение в тему.
Учитель. Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадки:
1) Накормишь - живет, напоишь - умрет. (Огонь.)
2)Добывается в Сибири,
Бежит в трубе по дну морей,
Появляется в квартире
Под кастрюлею твоей. (Газ.)
3) Синенькая искорка бежит по проводам.
Помогает шить, стирать, пылесосу - пыль глотать.
Работать за нас берется,
А в руки не дается. (Электричество.)
Ребята, как вы, наверное, догадались, тема нашего занятия будет посвящена противопожарной безопасности. А звучит она так: Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан!
2. Беседа.
Учитель. Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Учащиеся говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.)
Учитель. Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде.
Можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем? (К пожару.)
Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийсяуничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.
Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.
2.1. Причины пожаров
- неосторожное обращение с огнем;
- небрежное использование бытовых нагревательных приборов;
- нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки;
- неумение правильно эксплуатировать газовые приборы;
- возгорание телевизоров, радиоаппаратуры;
- неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов;
- шалости детей с огнем;
Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.
2.2. Сообщение краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров.
- В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах (тех, кто курит): «Зажигальщику жизни не дать, казнить его смертной казнью». Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара. Как вы думаете, почему? (Все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты, и, наконец, в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предотвратить, чем исправлять последствия, — это понимали и древние люди.)
- С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
- В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
- 17 апреля 1918 года бы подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
- При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако.
Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности - радиоактивного заражения, пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни. Давайте мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Минута молчания.)
Таким образом, техногенные аварии также представляют собой серьезную опасность для человечества и окружающей среды. И общество должно позаботиться о том, чтобы Чернобыльская трагедия никогда не повторилась.
- Любые игры с огнем могут привести к травме - ожогу. Врачи делят ожоги на четыре степени. Первая - когда кожа краснеет. Вторая - когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья и четвертая - самые тяжелые, которые могут привести к летальному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, образовавшимся при горении.
3. Работа в группах.
Как вы понимаете пословицы?
- Вода и огонь - хорошие слуги, но страшные господа.
- От маленькой искры большой пожар бывает.
- Не бывает дыма без огня.
- Огонь маслом заливать - лишь огня добавлять.
- Из огня да в полымя.
- Огонь воды боится.
- Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Учитель. «У меня зазвонил телефон...» Каждому из вас знакомы эти строчки Корнея Чуковского. О чем эти детские стихи? Об играх с телефоном. А есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру «01»? Допустимы ли такие действия? Почему? (Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему. За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)
4. Коллективное составление памятки
«Правила поведения при пожаре»
- Вызвать пожарных по телефону «01».
- Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
- Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом, таким образом перекрыть доступ кислорода.
- Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице
- Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
- Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
- Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
- Дышать через мокрую тряпку или полотенце, лечь на пол, ждать пожарных.
Первая помощь при ожогах.
* Наложить чистую марлевую повязку.
* Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить «03» и ждать «Скорую помощь».
5. Подведение итогов.
Литература:
1. Внеклассные мероприятия в начальной школе:игры, викторины, праздники, классные часы/ авт.-сост. Я.Ю.Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 207 с.
2. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления. // Начальная школа. - 1985. - №5. - С.15.
3. Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины. – М. 2006. – 384 с.
4. Романенко В.С. 365 задач для эрудитов. – Р/на Д. 2005. - 288 с. |