МБОУ Старицкая ВСШ
Классный час "Вред наркотиков" (для учеников 9 класса)
Цель: формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными привычками; изменение негативной позиции в отношении людей, страдающих наркоманией.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о наркомании.
- Сформировать у учащихся представление о наркомании как о заболевании.
- Доказать необходимость поддержки людей, которые решили покончить с наркоманией.
- Продолжить формирование мотивации здорового образа жизни.
Классный час проводится в форме круглого стола. Круглый стол – особая организационная форма, эффективность которой во многом зависит от открытости самих участников.
1. Определение темы
Ученикам предлагается послушать одну историю.
Несколько веков назад на территории Юго-Восточной Азии обитало племя маньчжуров. В XVIII веке, завоевав обширную территорию нынешнего Китая, они основали знаменитую династию Цинн. Со стороны Японии наблюдались многочисленные попытки завоевания этого народа. Но безуспешно. Тогда японские власти пошли на хитрость. В результате, не пролив ни капли крови, они смогли спокойно занять всю страну.
– В чём заключалась эта хитрость?
На территории страны, засланные японские торговцы открыли дешёвые курильни опиума, где посетителям-маньчжурам, включая подростков и детей, предлагали различные наркотики, в том числе и алкоголь. При этом самим японцам было запрещено посещать подобные места под знаком смерти.
Тема нашего классного часа звучит «Вред наркотиков».
Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:
1) Причины наркомании.
2) Мифы о наркомании.
3) Мой друг наркоман.
4) Право на надежду.
2. Вступление
В настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах.
Согласно отчёту ООН 2,5% населения планеты (около 140 млн. человек) употребляют марихуану или гашиш, 13 млн. – кокаин, 8 млн. – героин. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в постоянный поиск новой дозы. Но если вам однажды придётся делать подобный выбор, вы должны знать не только о прекрасных иллюзиях, которые дарят наркотики, но и представлять ту грязь, пошлость и самоунижение с которыми вам придётся столкнуться позже… всего несколькими минутами мимолётного обмана.
3. Знакомство с определением наркомании
Читаем определения наркомании, из предложенных определений студенты выбирают то, которое, по их мнению, наиболее точно отражает сущность явления наркомании
1. Наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств (способны в малых дозах вызывать состояние эйфории).
2. Наркомания – вид отклоняющегося поведения личности.
3. Наркомания – заболевание, обусловленное изменением процесса обмена веществ под влиянием наркотических препаратов.
4. Наркомания – болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с развитием психологической и физиологической зависимости от этих веществ.
Все предложенные варианты являются правильными. Они выражают различный взгляд на данную проблему медицины, социологии, физиологии и психологии.
4. Причины употребления наркотиков
Проблема потребления наркотиков, так же как игра в карты, убийства и сотни других человеческих пороков, существует сотни лет. Но, как, ни странно, именно сейчас она приняла масштабы эпидемии. Давайте попробуем назвать возможные причины употребления наркотиков.
(Студенты высказывают своё мнение.)
Вам предлагается таблица , отражающая наиболее распространённые мотивы употребления наркотических веществ.
Мотивы, побуждающие молодёжь употреблять наркотики
|
Цифровое значение
|
Подражание другим
«От скуки»
«Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей»
Желание забыться
Психическая травма
Незнание тяжёлых последствий
Назначение наркотиков в качестве средств лечения
«Чтобы придать себе смелость и уверенность»
«Чтобы легче общаться с другими людьми»
Желание испытать чувство эйфории, кайфа
|
25,3%
3,1%
13,3%
9,6%
2,3%
1,3%
7,5%
8,4%
10,1%
68,3%
|
5. Мифология современности
Миф 1. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.
Факт. Отказаться можно только один раз – первый. Даже однократное потребление наркотика приводит к зависимости.
Миф 2.Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.
Факт. Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, – тошнота, рвота, головокружение и т.д. Более того, эйфория 3-4 дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать ещё один день.
Миф 3. Наркотики бывают «лёгкими» и «тяжёлыми». Травка – «лёгкий» наркотик, не вызывающий привыкания.
Факт. Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.
Миф 4. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.
Факт. Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства созданного под «кайфом».
Миф 5. Наркоманами становятся только слабые и безвольные.
Факт. Зависимость от наркотиков – это заболевание, и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.
Миф 6. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.
Факт. Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ – на более сильные. Это закон без исключения.
Миф 7. Лучше бросать постепенно.
Факт. Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.
6. История одной жизни
Бывают такие ситуации, когда человек становится наркоманом не по своей воле. Послушайте историю одной жизни
В тот день одной из рожениц была совсем ещё молодая женщина, почти девочка. Ей едва исполнилось 17. Ребёнок появился на свет недоношенным, но в целом всё прошло благополучно. Через несколько часов новорождённый начал кричать, корчиться в конвульсиях. Чего мы только не делали, чтобы успокоить его! Ничего не помогало. Дрожь всё время сотрясала маленькое тельце, оно то сворачивалось в клубочек, то вытягивалось в струну. С ребёнком происходило что-то непонятное. Похоже было на сильное отравление. Но ведь ему не давали никаких лекарств и ещё не кормили. Крохе становилось всё хуже и хуже. Мы запаниковали…
– Как вы думаете, что могло стать причиной такого состояния новорождённого? О каком наследственном заболевании идёт речь?
Ребёнок появился на свет наркоманом. Таким сделала его мать, которая уже полтора года принимала наркотики. Часть новой дозы с кровью поступала в организм ребёнка. После рождения физиологическая связь оборвалась, наркотик перестал поступать, у новорождённого началась ломка. Страшно видеть ломку взрослого человека, ещё страшнее, когда она крутит и раздирает крошечное тельце беспомощного младенца. Окончательно избавить организм ребёнка от этой зависимости врачам удалось только через несколько месяцев, но вырастит ли он нормальным, полноценным человеком – этого не знает никто.
7. Мой друг наркоман
1. «Что делать, если любишь человека с такой судьбой? Как почувствовать его мир изнутри? Как с ним жить? Единственный путь помочь наркоману – пройти путь вместе с ними».
Девушка, которой принадлежат эти слова, вот уже 7 лет живёт с мужем-наркоманом, сама регулярно употребляет наркотики. Как вы относитесь к этим словам? Есть ли в них истина?
Если рассуждать таким образом, то может получиться следующее: если любимый человек разбился на машине, то ради него нужно врезаться в соседнее дерево. Единственный путь помочь инвалиду – тоже стать инвалидом. А если он напился и выбросился из окна? Бросаться вслед за ним? Подобные формулы – попытка оправдать собственное бессилие. Есть и другие пути. Попробуем найти их вместе.
2. Если вы узнаете, что ваш близкий друг (подруга) употребляет наркотики, что вы предпримете? Почему?
– перестану с ним общаться;
– Буду продолжать общаться;
– расскажу своим родителям;
– расскажу его родителям;
– анонимно проконсультируюсь у нарколога, а потом решу, что делать дальше;
– посоветуюсь с друзьями;
– постараюсь помочь измениться.
3. А теперь давайте разберём конкретную ситуацию
Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завёл Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил ей, что начал недавно колоться, ему очень нравиться, и он хочет, чтобы ей тоже было хорошо. Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Всю ночь она думала, что ей делать, и в итоге решила рассказать всё своей однокласснице Свете. Света обещала всё устроить и решить проблему.
Она рассказывает о том, что произошло, классному руководителю, а та – директору школы. Родителей Коли вызывают и сообщают о сыне, Колю кладут в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходит к нему. Только друг Ваня не изменил своего отношения к другу и навещает его. Когда Коля вышел из больницы, он решил, что наркотики употреблять больше не будет, но и с Машей поддерживать отношения не собирается.
– Оцените правильность действий всех участников ситуации: Маши, классного руководителя, директора, родителей Коли, Вани. Предложите варианты действий того или иного участника ситуации.
Обратите внимание, что в этой истории есть один интересный факт. Как только Коля оказался в стационаре, он словно перестал существовать для друзей, одноклассников, любимой девушки. Конечно, мы смотрим на их поступок, прежде всего с осуждением. Но подумайте, может быть, это просто во имя собственной безопасности, может, срабатывает инстинкт самосохранения? Ведь наркоман забывает понятие дружба. Оно стирается, исчезает. В компании наркоманов не бывает друзей. Каждый «друг» заинтересован либо в деньгах от продажи вам наркотиков, либо в получении за счёт вас бесплатной дозы или товара для распространения.
8. Лечение наркомании
Лечение наркомании – сложный и длительный процесс. Некоторые врачи-наркологи вообще предпочитают не употреблять в отношении наркоманов термин «излечился», заменяя его словом «подлечился». Игра слов? Нет. Здесь есть определённый смысл. Как вы думаете, с чем связана такая замена терминов?
Ни один из современных методов лечения не гарантирует 100% избавления от наркотической зависимости. Недаром говорят: «Опий умеет ждать». Могут пройти годы, и человек, который, казалось бы, уже много лет назад покончил с наркотиками, вновь возвращается к ним. Немаловажную роль здесь играют и бывшие «друзья-наркоманы».
Казалось бы, кому какое дело, решил ты бросить или нет. Но, как показывает опыт, именно после того, как человек прошёл курс лечения и вернулся к нормальной жизни, его бывшие «друзья» начинают звонить и приходить всё чаще. Предлагают «дозу» бесплатно – «по дружбе», постоянно заводят разговоры о кайфе», объясняют, что врачи пугают зря и разочек можно попробовать – «от одного ничего не будет», что многие всю жизнь колются понемножку, и ничего не происходит. Сначала идут уговоры, потом угрозы вам и вашим близким. Почему? Зависть или другое?
Ни одному торговцу на свете не выгодно терять клиента, а торговцу наркотиками это не выгодно совсем. Распространение наркотиков происходит по цепочке. Торговец продаёт тебе, ты другому, тот третьему, и так до бесконечности. Товар разбавляется десятки раз. Первоначальный торговец известен далеко не всем. Если вы прекращаете приём наркотика, цепочка рвётся. Торговец может потерять тех клиентов, которые в цепочке следуют за вами: покупают у вас или просто поддерживают через вас связь. Поэтому при попытке отказаться от наркотиков на человека обрушивается мощнейшая атака, в которой будут использованы все средства, какие можно только себе представить. Выдержать всё это не так-то просто. Многие срываются и начинают колоться снова именно из-за неё, а вовсе не из-за неизлечимости, болезненной тяги.
9. Письмо наркоманки
Классный час хотелось бы закончить письмом наркоманки. Перед вами отрывок из письма наркоманки. В нём пропущены некоторые слова. Попытайтесь восстановить текст письма, вставляя вместо пропусков то или иное слово, выделенное курсивом: доставать, ужас, выход, красота, боль, мрак, любопытство, чудо, бросать, выходить. Каждое слово повторяется только один раз.
Самое страшное, что не удаётся …, – смертельно боишься физических болей дикой силы. … и стремление к удовольствию гонят на поиски – куда угодно. Бежишь, придумываешь что угодно, умоляешь. Если сегодня не …, не знаешь, как жить, и думаешь, постоянно думаешь об одном и том же. Это похоже на жестокую сказку. Идёт человек по прекрасному саду и видит красивый дом, … толкает заглянуть. Входит, а сзади – хлоп. И нет … И внутри нет никакой … Только пустота, …, боль. Можно …, разбив стену. Но для этого проходишь через нечеловеческую… Надеешься на … Их не бывает!!!
10. Итог
– Понравился ли вам классный час?
– Узнали ли вы что-нибудь новое?
– Как вы думаете, поможет ли проведение таких мероприятий предотвратить распространение наркомании?
Анализ проведения классного часа "Вред наркотиков" (для учеников 9 класса)
Целью проведения данного мероприятия было формирование культуры поведения, направленного на борьбу с вредными привычками; изменение негативной позиции в отношении людей, страдающих наркоманией.
В ходе проведения классного часа решались задачи расширить представления учащихся о наркомании, сформировать у учащихся представление о наркомании как о заболевании,
доказать необходимость поддержки людей, которые решили покончить с наркоманией, продолжить формирование мотивации здорового образа жизни.
Классный час проводится в форме круглого стола. Круглый стол – особая организационная форма, эффективность которой во многом зависит от открытости самих участников.
В начале занятия была определена тема классного часа и вопросы, которые будут рассмотрены:
1) Причины наркомании.
2) Мифы о наркомании.
3) Мой друг наркоман.
4) Право на надежду.
Во вступительном слове классный руководитель обозначила масштаб проблемы, ведь в настоящее
время наркомания приобрела поистине угрожающий размах.
Согласно отчёту ООН 2,5% населения планеты (около 140 млн. человек) употребляют марихуану или гашиш, 13 млн. – кокаин, 8 млн. – героин. Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в организм достаточно для того, чтобы жизнь человека навсегда превратилась в постоянный поиск новой дозы.
Учащиеся были познакомлены с разными определениями наркомании.
Им надо было из предложенных определений выбрать то, которое, по их мнению, наиболее точно отражает сущность явления наркомании
(Все предложенные варианты определения были правильными ,но выражали различные взгляды на данную проблему медицины, социологии, физиологии и психологии.
Учащиеся ,вместе с учителем , выделили и назвали возможные причины употребления наркотиков.
наиболее распространённые мотивы употребления наркотических веществ. Развенчали мифы современности о наркотиках.
Обсудили конкретные жизненные трагедии ,связанные с употреблением наркотиков. Поговорили и о том как надо поступить ,если друг употребляет наркотики.
Конечно лечение наркомании – сложный и длительный процесс.
Ни один из современных методов лечения не гарантирует 100% избавления от наркотической зависимости. Здесь самое важное- личное желание и помощь окружающих человека людей.
И самое главное шагнуть туда легко ,а выбраться из зависимости очень –очень сложно.
Подводя итоги занятию ученики отвечали на вопросы:
– Понравился ли им классный час?
– Узнали ли они что-нибудь новое?
– Как они думают, поможет ли проведение таких мероприятий предотвратить распространение наркомании?
Классный час прошел интересно. Ребята узнали много нового, высказали свое мнение по проблеме, предложили свои пути выхода из кризисной ситуации.
Думаю, что цели , поставленные к классному часу были достигнуты.
17.10.2016г.
Классный руководитель: Чистякова С.В. |