Игра «Умей сказать «Нет!»
Цели:
- формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать навыки здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм;
- формирование представления о негативном воздействии наркотиков на физическое здоровье человека и его социальное благополучие;
- обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление наркотиков, формированию собственного мнения и его отстаиванию.
Участники делятся на 2 группы – «актеры» и «режиссеры».
Исполняющий роль «актера» в предлагаемых ситуациях демонстрирует варианты ответов: неуверенный, уверенный и агрессивный. Например, на предложение пойти в ночной клуб неуверенный ответ может звучать так: «Спасибо за приглашение, я бы с удовольствием, да вот обстоятельства, понимаете ли»; уверенный - «У меня сегодня другие дела»; агрессивный - «Я уже сказал, что не пойду! И не заставляйте меня дважды повторять эту фразу!»
«Режиссерам» необходимо внимательно следить за невербальными процессами, сопровождающими высказывание «актера»: поза, тонус мышц, жестикуляция, взгляд, интонация, скорость речи и т.д.
После первого ответа «актера» (допустим, неуверенного) «режиссеры» начинают корректировать невербальные составляющие, чтобы ответ по всем параметрам отражал неуверенность. Допускается подходить, менять позу, осанку, говорить какими жестами, интонацией лучше сопровождать ответ. Так репетируют да тех пор, пока «актер» не научится правдоподобно выражаться. То же делается с уверенным и агрессивным ответами.
Ситуация 1: Вы хотите уйти из этой компании, а друг продолжает занимать вас разговором. Вы говорите...
Ситуация 2: Ваш друг привел вас в незнакомую компанию, не предупредив вас. Вы заявляете ему...
Ситуация 3: Парочка, сидящая сзади вас в театре, мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
Ситуация 4: Счет за ремонт ваших часов на четверть больше начальной расценки. Вы обращаетесь к заведующему службой...
Ситуация 5: В кафе вам подается пережаренный бифштекс. Вы говорите официанту...
Ситуация 6: Друг просит одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему...
Ситуация 7: Друг занял у вас деньги, и все время забывает вернуть. Вы заявляете ему...
Ситуация 8: В компании знакомые уговаривают вас выпить, но вам не хочется. Вы отвечаете...
Ситуация 9: Вас совестят друзья за то, что вы не хотите идти с ними в незнакомую компанию. Вы отвечаете...
Памятка подростку «Умей сказать «Нет!», составленная ровесниками
1. Назови причину, скажи тем, кто тебе предлагает, почему не хочешь принимать наркотик: «Я знаю, что это опасно для меня», « Я уже пробовал, и это мне не понравилось».
2. Будь готов к различным видам давления. Люди, предлагающие наркотики, могут быть дружелюбны или агрессивны. Будь готов уйти или сделать что-нибудь, что могло бы уменьшить давление. Например, пригласи друзей принять участие в беседе. Соблазнители, скорее всего, уйдут.
3. Сделай это просто для себя. Ты не должен объяснять всем свои причины.
4. Имей какое-нибудь дело. Если ты занят, это уже будет причиной для отказа от наркотиков. Даже если ты скажешь, что всего-навсего собираешься пойти поесть, то это уже возможность избежать ситуации, когда ты под «нажимом».
5. Избегай ситуаций. Ты ведь можешь знать, кто употребляет наркотики, в каких местах они собираются. Старайся быть подальше от этих мест, от этих людей.
6. Дружи с теми, кто ведет здоровый образ жизни. Твои настоящие друзья не будут заставлять тебя принимать наркотики, и не будут делать этого сами.
Анализ воспитательного мероприятия
1. Дата: 25 октября 2016 года.
2. ФИО классного руководителя: Коваленко Надежда Александровна
3. Класс: 8-9 класс.
4. Количество присутствующих учащихся: 9 обучающихся.
5. Тема занятия: «Психологическая игра «Умей сказать «Нет!».
6. Форма занятия: игра
7. Кто привлекается к проведению мероприятия: обучающиеся
8. Цели занятия:
- формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать навыки здорового образа жизни, усвоение социально ценных поведенческих норм;
- формирование представления о негативном воздействии наркотиков на физическое здоровье человека и его социальное благополучие;
- обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление наркотиков, формированию собственного мнения и его отстаиванию.
9. Организация подготовки учащихся:
· степень участия детей в подготовке: активная
· наглядное оформление: Слайд-шоу
10.Содержание и методика проведения занятия:
а) соответствие содержания занятия поставленным целям:
Цели внеклассного мероприятия были поставлены правильно, методические указания даны.
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала:
Материал подобран правильно, формулировка целей и задач конкретна и доступна.
Высока информационная направленность внеклассного занятия.
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность:
Воспитанники были вовлечены в активную деятельность, чему способствовало проведение психологической игры «Умей сказать «нет!», выстроенная в активном режиме с использованием различных ситуаций и побудительных мотивов.
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития подростков:
Методы: словесный, наглядный, познавательный.
Приемы: Внимания, запоминания, представления, умозаключения, мыслительные операции и действия.
Обозначенные методы и приемы работы оказались эффективными и работали на развитие общих компетенций подростков, а также на формирование общечеловеческих ценностей в данной группе.
11.Особенности личности воспитателя, проводящего занятие:
а) убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для подростков:
Педагог владеет аудиторией, контакт с воспитанниками выстраивается на взаимопонимании и сотрудничестве. Эмоциональная окраска занятия положительная. Ситуативные роли «актер», «режиссер» развивают творческое начало, формируют способность к перевоплощению, совершенствуют общие компетенции.
12.Педагогическая ценность занятия.
Данное внеклассное занятие может быть использовано другими педагогами, т.к. несет большую информационную нагрузку, позволяет формировать необходимые волевые качества подростков, особенно в группе «риска», в том числе через игру «Как сказать «нет». Формулирование предложений своим ровесникам способствует анализу своего поведения и является основой в разработке «Памятки подростку «Умей сказать «Нет!»
Педагог-психолог_____________________(Н.А. Коваленко) |