МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРИЦКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Справка
по итогам работы в 1 полугодии.
Дата проведения: 4 –я неделя декабря
Цель проверки: анализ результатов работы в первом полугодии; выявление причин отставания по выполнению программы в 1-ом полугодии.
В соответствии с годовым планом работы школы на 2015-2016 учебный год в декабре месяце прошла проверка за выполнением программы по предметам в 1-ом полугодии.
В ходе проверки выявлено, что программы по предметам за 1-ое полугодие во всех классах выполнены.
№
|
Ф И О учителя, предмет
|
Класс
|
Кол-во часов
по плану
|
Фактически проведенное
количество часов
|
Отставание Причины
|
1.
|
Дроздова Л.А. русский язык
|
9
8
|
68
|
68
68
|
|
|
литература
|
9
8
|
51
68
|
51
68
|
|
география
|
9
8
10
|
17
17
17
|
17
18
17
|
|
2.
|
РубанЛ.В.
математика
|
11
12
8
9
10
|
68
|
68
|
|
физика
|
8
9
10
11
12
|
17
|
17
|
|
3.
|
Никонорова О.В.
химия
|
12
11
10
8
9
|
17
|
17
17
17
|
|
информатика
|
8
9
10
11
12
|
8
17
17
12
17
|
8
17
17
12
17
|
|
4.
|
Сизикова Е.В.русский язык
|
10
11
12
|
51
51
63
|
36
35
63
|
|
|
литература
|
10
11
12
8
|
51
|
51
|
|
|
биология
|
11
12
|
17
|
17
|
|
5.
|
Чистякова С.В.история
|
9
10
11
12
8
|
21
34
34
25
17
|
21
34
34
25
17
|
|
|
обществознание
|
9
10
11
12
8
|
21
34
34
25
17
|
21
34
34
25
17
|
|
|
биология
|
9
8
|
17
17
|
17
17
|
|
6.
|
Коваленко Н.А.
Иностранный язык
|
8
9
10
11
12
|
17
|
17
17
17
17
17
|
|
Выполнение программы по русскому языку в 9 классе.
Программа по русскому языку в 9 классе за первое полугодие 2015/2016 учебного года выполнена полностью. Отставаний по количеству проведённых уроков нет. В 9 классе 2 группы, всего 12 человека. Все учащиеся аттестованы. По итогам 1 полугодия успевают: 1 учащаяся на «хорошо»; 11 учащихся на «удовлетворительно». Учащиеся умеют объяснять причины авторитета русского языка и его роль в современном мире. Трудности возникают у учащихся тогда, когда они начинают проводить фонетический и орфоэпический разбор. Темы «Фонетика. Графика» усвоены учащимися удовлетворительно. В связи с этим во 2 полугодии необходимо на каждом уроке повторять и закреплять знания учащихся по этим темам.
На каждом уроке проводится словарная работа, одним из приёмов приобщения учащихся к культуре речи является работа со словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим). Учащиеся научились находить нужную информацию в словарях. Работа со словарями способствует систематизации знаний по лексике, умений и навыков при лексическом разборе.
Анализ контрольных работ учащихся показал, что тема «Морфемика и словообразование» усвоена, в основном, удовлетворительно. Необходимо регулярно повторять правила разбора слов, учить учащихся определять части речи, отличать служебные части речи от знаменательных, указывать специфические признаки.
Тема «Сложные предложения» усваивается учащимися в основном удовлетворительно. Они научились отличать сложные предложения от простых; знают виды предложений; называют союзы и союзные слова. Но, к сожалению, не отработаны навыки постановки знаков препинания в сложном предложении. Дальнейшую работу на уроках необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся учились правильно расставлять знаки препинания.
Особую трудность вызывает у учащихся написание изложения с элементами сочинения. Словарный запас у учащихся небольшой, поэтому они не могут самостоятельно подобрать нужные слова для того, чтобы выразить своё отношение к проблеме по тексту. В связи с этим во 2 полугодии необходимо учить учащихся выражать свои мысли. Обратить особое внимание на работу по подготовке учащихся к написанию изложения с элементами сочинения.
Выполнение программы по литературе в 9 классе.
В 9 классе по литературе программа адаптирована в связи с тем, что по базисному учебному плану для вечерних школ отведено 3 часа в неделю. Программа разработана на основе примерной программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Программа по литературе за 1 полугодие в 9 классе выполнена полностью. Отставаний по количеству проведённых уроков нет.
В ходе работы на уроках можно сделать вывод, что программа за 1 полугодие по литературе в 9 классе учащимися усвоена. В 9 классе 2 группы 12 человека. Все учащиеся аттестованы. По итогам 1 полугодия 5 учащихся успевают на «хорошо», 7 учащихся на «удовлетворительно».
Главной проблемой основной массы учащихся является то, что они не умеют читать бегло и грамотно. По результатам проверки техники чтения выяснилось, что из 12 учащихся - не выполняет норму чтения 4, 5 учащихся читают не выразительно, допускают ошибки в окончаниях слов. Уровень техники чтения практически остался на уровне шестого класса.
Речь у учащихся замусоренная, очень часто употребляют слова «паразиты». Не умеют грамотно излагать свои мысли 7 уч-ся – 58 %, т.к. словарный запас слов небольшой. Остальные учащиеся 5 человек относительно грамотно отвечают на поставленные вопросы, умеют сделать пересказ прочитанного текста, но, к сожалению, стараются вспоминать слово в слово- 3 учащихся, что написано в тексте, т.к. не умеют подбирать похожие по смыслу слова и выражения и заменять слова автора своими словами. Причины этих и других проблем в том, что учащиеся мало читают, даже те произведения, что заданы по программе, они не прочитывают. В лучшем случае пользуются произведениями, напечатанными в сокращенном варианте.
Ещё одной важной проблемой при работе на уроках литературы в 9 классе является то, что учащиеся не умеют анализировать стихотворения и не пытаются учиться это делать. Часть учащихся могут выучить стихотворение наизусть, но не умеют делать анализ прочитанного стихотворения. Другая часть учащихся не учат стихотворения наизусть, в лучшем случае прочитывают их выразительно и то очень часто допускают ошибки при чтении.
Во втором полугодии необходимо обратить внимание на то, чтобы отрабатывать навыки грамотного чтения, вести работу с родителями таким образом, чтобы совместными усилиями постараться увлечь учащихся чтением. Продолжить работу по обучению учащихся выразительно читать стихотворения и делать анализ прочитанного текста.
Выполнение программы по русскому языку в 8 классе.
Целями преподавания русского языка в 8 классе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Осведомлённость школьников в особенностях формирования родного языка в устной и письменной формах реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
В 8 классе по русскому языку программа адаптирована в связи с тем, что не все учащиеся в прошлом учебном году учились в школе, некоторые учащиеся не посещали школу по ряду различных обстоятельств, поэтому на изучение русского языка отведено 4 часа в неделю. Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку под редакцией С.Г.Бархударова. Программа по русскому языку за 1 полугодие в 8 классе выполнена полностью. Отставаний по количеству проведённых уроков нет.
В ходе работы на уроках можно сделать вывод, что программа за 1 полугодие по русскому языку в 8 классе учащимися усвоена. В 8 классе 6 человек. Все учащиеся аттестованы. По итогам 1 полугодия 1 учащийся успевает на «хорошо», 5 учащихся на «удовлетворительно».
Текущие контрольные работы и итоговые работы за 1 полугодие, а также обобщающие уроки показали, что учащиеся 8 класса затрудняются производить синтаксический разбор простых двусоставных и односоставных предложений, словосочетаний; соблюдать нормы литературного языка.
С трудом находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, не всегда могут обосновать выбор знаков препинания и расставлять их, допускают в словах ошибки на: 1) правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых безударных гласных; 2) правописание суффикса –н-, –нн-. Не умеют определять тему, основную мысль текста. Связано это с тем, что учащиеся часто пропускают уроки, не имеют положительной мотивации к учёбе, нерегулярно выполняют задания.
Во втором полугодии необходимо обратить внимание на эти и другие проблемы при изучении русского языка. Продолжить работу с учащимися по тестам.
Выполнение программы по литературе в 8 классе
Целью изучения литературы в школе- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. основа литературного образования- чтение и изучение художественных произведений.
В 8 классе по литературе программа адаптирована в связи с тем, что не все учащиеся в прошлом учебном году учились в школе, некоторые учащиеся не посещали школу по ряду различных обстоятельств, поэтому на изучение литературы отведено 4 часа в неделю. Программа разработана на основе примерной программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Программа по литературе за 1 полугодие в 8 классе выполнена полностью. Отставаний по количеству проведённых уроков нет.
В ходе работы на уроках можно сделать вывод, что программа за 1 полугодие по литературе в 8 классе учащимися усвоена. В 8 классе 6 человек. Все учащиеся аттестованы. По итогам 1 полугодия 1 учащийся успевает на «хорошо», 5 учащихся на «удовлетворительно».
Учащиеся 8 класса не умеют правильно, грамотно читать, пересказывать тексты, выразительно читать стихотворения. Это связано с тем, что учащиеся дома не готовят домашнее задание, читают тексты только на уроке, но времени для чтения вслух на уроке не хватает.
Во втором полугодии необходимо отрабатывать навыки устной речи, учить читать учащихся правильно играмотно.
Выполнение программы по химии в 8 классе.
Программа по химии в 8 классе адаптирована на основе программы О.С.Габриеляна. Изменения в программе произошли потому, что на проведение химии в 8 классе по Базисному учебному плану отведён всего 1 час. Большую часть материала учащиеся вынуждены изучать дома самостоятельно. В связи с этим возникают проблемы в знаниях учащихся т.к. большинство учеников не умеют работать самостоятельно, поэтому программа усвоена удовлетворительно. Из 6 учащихся -все усвоили программу на «удовлетворительно».
Учащиеся понимают социальную роль химии в системе других наук, умеют объяснять знаки химических элементов, знают, что такое коэффициент, индекс и где они пишутся, знают, где найти относительную и молекулярную атомные массы и как их вычислить.
Учащиеся умеют писать и читать химические формулы, рассчитывать молекулярную атомную массу. Они знают состав атома и атомного ядра, понятия протон, нейтрон, массовое число, изотопы, электронная оболочка, энергетические уровни, металлические и неметаллические свойства элементов на атомном уровне, но не научились составлять формулы и записывать уравнения реакций.
Тема связи химических элементов учащимися усвоена удовлетворительно. Обучающиеся не научились без помощи учителя или правила перед глазами отделять химические связи. При выполнении заданий по определению химических связей, учащимся всегда необходимо пользоваться учебником для того, чтобы иметь перед глазами правило.
Тема простые вещества в целом усвоена учащимися хорошо. Учащиеся знают общие физические свойства металлов и неметаллов, умеют делить элементы на металлы и неметаллы, знают понятия о количестве вещества и единиц его измерения, но не умеют показывать зависимость количества вещества и числа единиц, производить расчёты с использованием понятий n, V, M, N.
Трудно учащимся даётся тема «Соединения химических элементов». Учащиеся не учат правила наизусть соединения, поэтому не знают последовательности записи формул реакций. Понятия степени окисления, кристаллические решётки, оксиды, основания, кислоты, соли необходимо знать учащимся наизусть, но так как они не знают определений, то не могут записать химические реакции и решать задачи.
К сожалению, за курс 8 класса в первом полугодии не выполнены практические и лабораторные работы те, где необходимо применять вещества и выполнять химические реакции. работа в этом направлении выполнена частично, только на словах с чтением описания проводимых опытов и записью формул, химических уравнений и реакций.
Во втором полугодии необходимо обратить особое внимание на то, чтобы отрабатывать на уроках понятия степени окисления, кристаллические решётки, оксиды, основания, кислоты, соли, проговаривать определения этих понятий вслух на уроке по несколько раз. Из урока в урок включать упражнения обучающего характера на то, чтобы учащиеся научились самостоятельно записывать химические реакции, научились решать химические уравнения и задачи.
Выполнение программы по химии в 9 классе.
Программа по химии в 9 классе адаптирована на основе программы О.С.Габриеляна. Изменения в программе произошли потому, что на проведение химии в 9 классе по Базисному учебному плану отведён всего 1 час. Большую часть материала учащиеся вынуждены изучать дома самостоятельно. В связи с этим возникают проблемы в знаниях учащихся т.к. большинство учеников не умеют работать самостоятельно, поэтому программа усвоена удовлетворительно. Из 12 учащихся -все усвоил программу на «удовлетворительно
Из курса 8 класса учащиеся знают и понимают социальную роль химии в системе других наук, умеют объяснять знаки химических элементов, знают, что такое коэффициент, индекс и где они пишутся. Знают, где записаны, в ПСМ, относительная и молекулярная атомные массы и как их вычислить, знают знаки химических элементов, умеют читать и писать химические формулы, давать характеристику химического элемента, на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.
Учащиеся умеют писать и читать химические формулы, рассчитывать молекулярную атомную массу. Они знают состав атома и атомного ядра, понятия протон, нейтрон, массовое число, изотопы, электронная оболочка, энергетические уровни, металлические и неметаллические свойства элементов на атомном уровне, но не научились составлять формулы и записывать уравнения реакций.
Тема связи химических элементов учащимися усвоена удовлетворительно. Обучающиеся не научились без помощи учителя или правила перед глазами отделять химические связи. При выполнении заданий по определению химических связей, учащимся всегда необходимо пользоваться учебником для того, чтобы иметь перед глазами правило.
Тема простые вещества в целом усвоена учащимися хорошо. Учащиеся знают общие физические свойства металлов и неметаллов, умеют делить элементы на металлы и неметаллы, знают понятия о количестве вещества и единиц его измерения, но не умеют показывать зависимость количества вещества и числа единиц, производить расчёты с использованием понятий n, V, M, N.
Трудно учащимся далась тема «Соединения химических элементов». Учащиеся не выучили правила наизусть, поэтому не знают последовательности записи формул реакций. Понятия степени окисления, кристаллические решётки, оксиды, основания, кислоты, соли необходимо знать учащимся наизусть, но так как они не знают определений, то не могут записать химические реакции и решать задачи. В связи с этим в течение всего первого полугодия приходилось вспоминать курс химии 8 класса, закреплять полученные знания и только после этого изучать новый материал. Но проблема состоит в том, что за время урока невозможно целиком повторить весь материала и объяснить новый. Учащиеся обязаны работать дома самостоятельно, но большая часть учащихся задания дома не выполняют, поэтому программа курса усвоена удовлетворительно.
В 9 классе учащиеся продолжили изучать тему «Металлы». Эта тема им интересна. Учащиеся могут дать характеристику металлов, назвать их химические свойства, взаимодействия с другими металлами, неметаллами, водой, кислотами, солями, знают и умеют объяснить, что такое коррозия металлов (химическая и электрохимическая), способы борьбы с коррозией, виды металлов, строение щелочных металлов, щелочнисто-земельных. Но, как только подходит время решить задачу по изученному материалу, так никто из учащихся самостоятельно выполнить этот вид работы не может. Решение задач выполняем совместно с учителем, пользуемся материалами учебников 8 и 9 класса.
Особое затруднение у учащихся вызывает тема «Галогены». При изучении этой темы необходимо знать правила, определения, формулы наизусть. До сих пор учащиеся не знают необходимого материала наизусть, поэтому выполнять задания по этой теме самостоятельно не могут. Химические реакции соединения, замещения, разложения записывают только тогда, когда учитель помогает либо тогда когда задаются наводящие вопросы.
Практические и лабораторные работы в первом полугодии выполнены частично. Там, где необходимо производить соединение химических элементов, работа проводилась таким образом: прочитывался текст о том, как правильно произвести соединение элементов, что происходит в результате, учащиеся записывали только химические реакции и выводы. Выполнить опыты невозможно в связи с тем, что нет оборудованного кабинета(специализированных столов, вытяжного шкафа, лаборантской, где возможно хранить химические реактивы), отсутствуют химические реактивы и химическая посуда. Интерес к предмету химия у учащихся не сформировался вследствие того, что на уроках не интересно, потому что нет наглядности, всё необходимо записывать, а из психологии мы знаем то, что материал запоминается быстрее и дольше находится в памяти тогда, когда работает зрительная память. Если бы учащиеся имели возможность своими руками делать опыты, видели, что происходит с химическими элементами, то и знания их были бы гораздо лучше.
В результате сделанного анализа следует вывод о том, что необходимо приобретать недостающее оборудование, либо иметь возможность посмотреть, как происходит выполнение опыта по записям, то есть приобрести фильмы с записями проводимых опытов.
Выполнение программы по химии в 10 классе.
Программа по химии в 10 классе адаптирована на основе программы О.С.Габриеляна. Изменения в программе произошли потому, что на проведение химии в 9 классе по Базисному учебному плану отведён всего 1 час. Большую часть материала учащиеся вынуждены изучать дома самостоятельно. В связи с этим возникают проблемы в знаниях учащихся т.к. большинство учеников не умеют работать самостоятельно, поэтому программа усвоена удовлетворительно. Из 9 учащихся -все усвоили программу на «удовлетворительно». Из курса основной школы учащиеся умеют пользоваться периодической системой Д.И.Менделеева. Знают строение атома, вещества. Но проблема состоит в том, что учащимся необходимо изучать новый курс «Органическая химия», это значит, что снова надо учить новый материал, в который входят новые понятия, определения и самое сложное то, что химические формулы более объемные, по записям, и выполняются в другой последовательности.
Тема «Строение органических соединений» учащимися усвоена удовлетворительно. Они знают строение органических соединений, понятия: валентность, степень окисления, углеродный скелет, изомерия, гомология, но проблема состоит в том, что они не умеют применять свои знания на практике, как только приступаем к решению задач, так учащиеся испытывают затруднения. Все задачи решают совместно с учителем.
Тема «Углеводороды и их природные источники» ещё не изучена до конца. Мы только начали её изучать в результате по тому материалу, который усвоен, можно сделать вывод, что учащиеся не выучили наизусть определения, что такое «углеродный скелет», «изомерия», «гомология» в связи с этим не умеют называть вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре, характеризовать строение изученных органических соединений.
Лабораторные и практические работы в полном объёме не выполнены, т.к. отсутствует оборудование. Работа выполнена только в письменном виде, учащиеся записали, как протекает выполнение той или иной работы письменно, но не увидели того, что происходит на самом деле. Проблема заключается в том, что нет необходимого оборудования. Эту проблему можно пока решить таким образом: приобрести фильмы, где записано проведение лабораторных и практических работ, и посмотреть это по телевизору на DVD или на компьютере.
Во втором полугодие необходимо отработать с учащимися те навыки и темы, которые у них западают. Установить на компьютер Программу «Образовательные ресурсы» и просмотреть выполнение лабораторных и практических работ.
Выполнение программы по географии в 8 классе.
Программа по географии в 8 классе адаптирована на основе программы под редакцией И.В.Душиной. Изменения в программе произошли потому, что на проведение географии в 8 классе по Базисному учебному плану отведён всего 1 час. Большую часть материала учащиеся вынуждены изучать дома самостоятельно. В связи с этим возникают проблемы в знаниях учащихся т.к. большинство учеников не умеют работать самостоятельно, поэтому программа усвоена удовлетворительно. Из 6 учащихся -1 чел усвоили программу на «удовлетворительно», 5 чел на «хорошо».
Учащиеся усваивают темы по географии с интересом. Интерес на уроках поддерживается тем, что имеется возможность каждому учащемуся выдать учебники, где они могут найти нужную информацию не только в текстовом варианте, но и в виде таблиц, рисунков, картин, атласы, посмотреть презентации по изучаемым темам, работать по картам.
Проблема в изучении географии состоит в том, что учащиеся не выполняют домашнее задание, не пользуются дополнительной литературой, очень мало читают. Речь учащихся монологическая, развита слабо. Большая часть учащихся не умеют излагать свои мысли грамотно, в речи присутствуют слова «паразиты», многие учащиеся не умеют делать пересказ текста потому, что имеют недостаточный для этого словарный запас слов.
Главный навык, который должен быть отработан у учащихся, это умение работать по карте. К сожалению, многие учащиеся не умеют работать с картой, справочными материалами, энциклопедиями.
Некоторые определения понятий, которые они изучали в предыдущих классах, учащиеся не знают и даже не умеют объяснить значение этих понятий своими словами.
Практические работы за курс 8 класса выполнены неполностью, т.к. у учащихся нет контурных карт, работаем по картам, которые есть в школе, показывая и объединения объекты карандашом, стираем карандашные наброски и делаем следующие действия.
В основном все темы курса учащимися усвоены. Учащиеся знают: особенности морей и океанов, омывающих территорию России, рек, озёр их природные ресурсы, и экологические проблемы, что такое почвы и почвенные ресурсы; главные черты рельефа России, закономерности размещения гор и равнин; об особенностях строения земной коры на территории России, о связях строения земной коры и распределении рудных и нерудных полезных ископаемых; о внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование рельефа; о связях рельефа, тектоническом строении земной коры и причинах возникновения стихийных бедствий. Но, к сожалению, учащиеся не научились определять время на территории России по линиям перемены дат, затрудняются отвечать на вопросы, связанные с геологическим летоисчислением, не умеют определять по картам и называть места, где образуются атмосферные фронты, называть и определять давление воздуха, работать с синоптическими картами.
Во 2-ом полугодии необходимо обратить особое внимание на то, что восстановить пробелы в знаниях учащихся по изученным темам, усилить работу по обучению учащихся читать правильно и грамотно.
Выполнение программы по географии в 9 классе.
Программа по географии в 9 классе адаптирована на основе программы под редакцией И.В.Душиной. Изменения в программе произошли потому, что на проведение географии в 9 классе по Базисному учебному плану отведён всего 1 час. Большую часть материала учащиеся вынуждены изучать дома самостоятельно. В связи с этим возникают проблемы в знаниях учащихся т.к. большинство учеников не умеют работать самостоятельно, поэтому программа усвоена удовлетворительно. Из 12 учащихся -1 чел усвоили программу на «удовлетворительно», 11 чел. «хорошо».
Учащиеся усваивают темы по географии с интересом. Интерес на уроках поддерживается тем, что имеется возможность каждому учащемуся выдать учебники, где они могут найти нужную информацию не только в текстовом варианте, но и в виде таблиц, рисунков, картин, атласы, посмотреть презентации по изучаемым темам, работать по картам.
В основном учебный материал за курс 9 класса по географии учащимися усвоен. Есть проблемы связанные с тем, что у некоторых учащихся западают темы, которые они изучали в предыдущих классах. Общая проблема для всех учащихся во всех классах заключается в том, что они не умеют работать по картам. 1/3 учащихся 7-10 классов не умеют ориентироваться по сторонам горизонта, забывают, где на карте находятся и как найти стороны горизонта. ¼ часть учащихся не знают многие географические определения и понятия, например, рельеф, слои, окружающие планету Земля, атмосферные фронты, не умеют называть отличительные особенности природных зон и др., не умение работать со справочной литературой приводит к тому, что половина учащихся не могут найти нужную информацию в различных источниках и проанализировать её. Ещё одна актуальная проблема заключается в том, что у учащихся недостаточный словарный запас, они плохо читают, из-за того, что допускают ошибки при чтении, стесняются читать на уроках вслух ( 5 учащихся), поэтому с этими учащимися не возможно отрабатывать навыки правильного, грамотного чтения. Т.К. скудный словарный запас, 1/3 учащихся трудно даётся пересказывать тексты, они не умеют подбирать нужные слова.
Практические работы по курсу географии в 9 классе выполнены частично в связи с тем, что у учащихся нет контурных карт, часть материала выполняется на уроке, в карандашном варианте, а часть не выполняется вовсе.
Во 2-ом полугодии необходимо обратить внимание на отработку умений и навыков, которые у учащихся западают, и приступить к подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. все учащиеся выбрали сдавать географию в устной форме.
Выполнение программы по географии в 10 классе.
Программа по географии в 10 классе адаптирована на основе примерной образовательной программы. Изменения в программе произошли потому, что на проведение географии в 10 классе по Базисному учебному плану отведён всего 1 час. Большую часть материала учащиеся вынуждены изучать дома самостоятельно. В связи с этим возникают проблемы в знаниях учащихся т.к. большинство учеников не умеют работать самостоятельно, поэтому программа усвоена удовлетворительно. Из 9 учащихся в первом полугодии -4 чел усвоили программу на «удовлетворительно», 5 чел. «хорошо»
Учащиеся усваивают темы по географии с интересом. Интерес на уроках поддерживается тем, что имеется возможность каждому учащемуся выдать учебники, где они могут найти нужную информацию не только в текстовом варианте, но и в виде таблиц, рисунков, картин, атласы, посмотреть презентации по изучаемым темам, работать по картам.
Уроки в 10 классе проводятся по типу лекционно-семинарских занятий в строгой логической последовательности, что позволяет реализовать педагогические и дидактические задачи данного курса.
В основном учебный материал за курс 10 класса по географии учащимися усвоен. Есть проблемы связанные с тем, что у некоторых учащихся западают темы, которые они изучали в предыдущих классах. Общая проблема для всех учащихся во всех классах заключается в том, что они не умеют работать по картам, не знают традиционные и новые методы географических исследований.
Практическую часть по географии выполняем не полностью, а только частично потому, что у учащихся нет контурных карт, поэтому по итогам первого полугодия у учащихся неполностью сформированы знания о том, где находятся крупные мировые месторождения природных ресурсов.
В связи с тем, что учащиеся не умеют пользоваться справочной литературой, они не научились определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями.
Главная причина всех пробелов в знаниях учащихся состоит в том, что они не выполняют домашнее задание, а полно выучить материал на уроке нет возможности, т.к. не хватает времени.
Во 2-м полугодие необходимо обратить внимание на темы, которые западают у большинства учащихся. Учить их работать с учебниками и другими источниками получения информации.
Выполнение программы по истории.
Изучение программы по истории России с 6-9 классы проходить по программам Л.А.Даниловой, Косулиной Л.Т. адаптированной к условиям работы в вечерней школе. основная цель курса- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах, населяющих её народов. основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Кроме того изучается курс «Всеобщей истории.
По результатам 1 полугодия можно сказать, что учащиеся умеют называть даты важнейших событий, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. знают факты: называют место, обстоятельства и участников, итоги исторических событий. Умеют находить информацию по источникам. Могут рассказывать об исторических событиях и их участниках, описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи. К сожалению, учащиеся плохо владеют устной и письменной речью, не используют для подготовки домашнего задания дополнительную литературу (не читают книги), поэтому на каждом уроке отводится время на работу по обучению учащихся работать с книгой. Очень трудно продвигается работа по обучению умениям сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и называть различия. Скорее всего это обусловлено тем, что учащиеся не запоминают материал. Во втором полугодии необходимо продолжить работу по развитию речи учащихся, умению работать с дополнительной литературой и другими источниками получения информации по изучаемой теме.
Обучение истории с 10 по 12 классы осуществляется на основе программы Волобуева О.В. с элементами материалов, взятых из программ других авторов и адаптированных для работы в условиях вечерней школы. Курс «Россия и мир».
По итогам полугодия можно сделать вывод о том, что учащиеся знают исторические факты, умеют работать с источниками (картами, словарями, учебниками и др. литературой), сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия, Умеют составлять выступления, написать сообщение, составить письменный ответ на поставленный вопрос. Умеют анализировать и объяснять смысл важнейших исторических событий и явлений, аргументировать своё отношение и давать оценку наиболее значимым событиям и личностям в истории.
Сложности в изучении предмета возникают в связи с тем, что учащиеся сильно загружены. Во-первых они работают; во-вторых у многих учащихся имеются семьи и им трудно выделить время для качественной подготовки домашнего задания, в- третьих им предстоит сдать экзамены в форме ЕГЭ, а для этого необходимо выучить большой по объёму материал.
Ещё одной проблемой в работе с учащимися является то, что большинство учащихся не умеют чётко излагать свои мысли, слабо развита у них устная и письменная речь.
Обучение обществознанию с 7-9 классы проходит по программе А.И.Кравченко, адаптированной к условиям работы в вечерней школе. Учащиеся знают основные термины по предмету, умеют их использовать; сравнивают характеристики социальных объектов; называют существенные свойства, объясняют социальные явления и процессы, умеют приводить примеры, поясняют социальные нормы соответствующими фактами; оценивают выделенные в тексте суждения, научились составлять тесты, схемы по материалам учебника, пытаются составлять рассказы по предложенной таблице или плану. Но, к сожалению, учащиеся не умеют самостоятельно работать с материалами учебных пособий, не читают дополнительную литературу, не используют сведения, полученные в средствах массовой информации. У учащихся слабо развиты речь и мышление, не отработаны навыки учебной деятельности.
Во 2 полугодии необходимо продолжить работу по обучению учащихся самостоятельного анализа информации, развитию речи и мышления. необходимо разнообразить задания по учебному материалу с целью расширения кругозора, развитию учебных навыков. Стремиться к переходу от называния терминов к их знанию. Переходить от обозначения проблемы к сравнению и объяснению, а также учить составлять характеристики социальных объектов.
Обществознание в 10-12 классах преподаётся на основе программы Боголюбова Л.Н., Н.И.Городецкой, адаптированных для работы в условиях вечерней школы.
Учащиеся умеют (на разных уровнях) выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы, конспектировать, сравнивать несколько объектов или источники информации, делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их, участвовать в дискуссии, составлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам. Учащиеся на уроках получают не только специальные знания, умения, а также приобретают творческий опыт решения проблем, связанных с изучением общества и человека. Большое внимание уделяется учителем, практической направленности обществоведческой подготовки; моделирования в образовательном процессе типичных ситуаций, возникающих в практической деятельности человека в экономической, политической, социальной, духовно-нравственной сферах, и организации анализа учащимися этих ситуаций, с целью выработки ряда практических умений (например, в теме «Экономика» учащиеся составляют бюджет семьи).
трудности в преподавании предмета и выхода его на более качественный уровень, заключается в невысоком уровне культурного развития учащихся (нет интереса к современному миру), большой загруженностью (ЕГЭ, работа, семья).
Во 2 полугодии необходимо продолжить работу по применению разнообразных методов обучения с тем, чтобы повысить уровень мотивации учащихся и подготовить их как можно лучше к жизни в социуме.
Программа по биологии в 8 классе разработана и адаптирована для работы в условиях вечерней школы на основе программы А.Т.Драгомирова по учебнику 8 класса «Биология. Человек», в 9 классе по программе И.Н.Пономарёвой по учебнику «Основы общей практики».
В целом учащиеся знают, что такое наука об организме человека, имеют представление о том, что собой представляет клетка, система органов, опорно-двигательная система, кровь и кровообращение.
В 9 классе изучили общие свойства живых организмов, основы учения о клетке, основы учения о наследственности. Знают термины по предмету, умеют использовать их, выделять главное, приводить свои примеры, выявлять разницу между понятиями, объяснять различия, характеризовать процессы и их стадии, строить правильные утверждения, работать с учебником, применять полученные знания на практике.
Во втором полугодии необходимо обратить особое внимание на то, чтобы учащиеся больше читали на уроке, следить за тем, чтобы выполняли домашнее задание, учить строить правильные ответы на поставленные вопросы, отходить от того, чтобы учащиеся отвечали односложно. |