«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Старицкая ВСШ»
Приказ № 19 от 21.03.2013 г
______________Л.А.Дроздова
Положение
о ведении классного журнала
На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 3.2) образовательное учреждение несет ответственность за «реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников». К компетенции образовательного учреждения относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения...» (ст. 32, п. 2.16).
Классный журнал является государственным документом, отражающим этапы и результаты фактического усвоения учебных программ обучающимися.
Данное положение разработано на основании
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 32);
- Инструкции о ведении школьной документации, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 27.12.1974г. № 167;
- Письма Министерства образования России от 07.02.2001г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;
- Приказа Минобразования России от 29.12.1997г. № 2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений»;
- Приказа Министерства просвещения СССР от 08.12.1986г. № 241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства просвещения СССР»;
- Письма Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- Письма Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней школы»
- Письма Минобразования РФ от 20.12.2000г. № 30-51/64.
В Положении учтены «Методические рекомендации к заполнению классного журнала в средней школе», опубликованные в журнале «Вестник образования», № 21, 2007 г.; «Рекомендации по ведению классных журналов и дневников обучающихся», опубликованные в журнале «Управление начальной школой», № 9, 2010 г.; «Рекомендации по ведению классных журналов», опубликованные в журнале «Народное образование», № 4, 2011г.
1.Цели
1.1.Установление единых требований по ведению классного журнала.
1.2.Фиксирование и регламентация этапов и уровня фактического усвоения учебных программ.
2.Общие положения
2.1.Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя.
2.2. К ведению журналов допускаются только педагогические работники, проводящие уроки в конкретном классе, а также административные работники, курирующие работу конкретного предмета, класса.
2.3. Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом.
2.4. В классном журнале фиксируется фактически проработанное время, поэтому заполнение журналов заранее не допускается.
2.5.Классный журнал рассчитан на один учебный год. Журналы параллельных групп нумеруются литерами (группа 9 «А» класса).
2.6. При распределении страниц журнала для текущего учета успеваемости и посещаемости по предметам следует руководствоваться примерными нормами:
1 час в неделю - 2 страницы,
2 часа в неделю - 4 страницы,
3 часа в неделю - 5 страниц,
4 часа в неделю – 7 страниц,
2.7. Номенклатура предметов в журнале и количество недельных часов на их освоение должны соответствовать перечню предметов учебного плана на текущий год, утвержденного директором образовательного учреждения.
2.8. Название предметов пишется со строчной (маленькой) буквы. Дата проведения урока указывается арабскими цифрами (09.12).
2.9. «Замечания по ведению классного журнала» заполняются социальным педагогом, председателем ПДС учителей- предметников УВР и директором общеобразовательного учреждения.
2.10. При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и названия темы каждого урока.
2.11. В случае проведения тематического учета знаний оценки у всех учащихся выставляются в день проведения зачета, тематической контрольной работы, сочинения и других форм промежуточной аттестации школьников (в т.ч. и отсутствующих в день проведения занятия через дробь после «н»).
Если в течение урока выставлено более одной отметки, то они выставляются рядом в одну клеточку (не через дробь).
2.12. Для оценок за диктанты, сочинения, контрольные, лабораторные и другие работы можно выделить две графы рядом. В первой из них проставляются оценки учащихся, выполнявших работу в день ее проведения в классе, а также делаются пометки об отсутствии учащихся. Оценки учащимся, выполнявшим работу в другие дни, выставляются во второй графе, с указанием даты выполнения работы. Эти оценки не следует еще раз указывать в графе того дня, когда учащиеся выполняли данную работу. Если свободной клеточки нет, то оценки за выполненные работы можно поставить в день проведения работы по тематическому плану через дробь.
2.12. Отметки за полугодие выставляются после записи о проведении последнего урока по данному предмету.
2.13. При замена уроков учитель обязан записать содержание занятия в графе того урока, который он заменял. Справа делается отметка «замена» и подпись учителя, осуществившего замену. Если в силу объективных причин замена осуществляется путем проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делает запись «замена урока истории» и подпись.
2.14. Журналы оформляются черными чернилами, без подчисток; запрещается использование штриха для замазывания неверных записей; исправление неправильно выставленных отметок осуществляется путем зачеркивания одной чертой предыдущей отметки и выставления рядом новой. При этом в конце данной страницы журнала делается соответствующая запись, например: «Отметка Иванову Петру за 09.12 исправлена на «4» (хорошо)», далее - подпись учителя и печать учреждения. Не допускается использование записей карандашом.
2.15. Фамилия и имя (полное) ученика записываются в алфавитном порядке.
2.16. Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.
3. Содержание образования и система оценивания результатов учебных достижений обучающихся
3.1. Классный журнал отражает реализацию индивидуальной образовательной программы муниципального бюджетного образовательного учреждения в соответствии с его статусом, утвержденным учебным планом. Номенклатура предметов в МБОУ должна соответствовать рекомендациям базисного и регионального учебного плана, а также отражать статус образовательного учреждения в соответствии с Типовым положением и Уставом.
3.2. Количественные отметки за уровень освоения учебных программ выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе образовательного учреждения балльной системой оценивания.
«2» - неудовлетворительно,
«3» - удовлетворительно,
«4» - хорошо,
«5» - отлично.
Использование других, произвольных знаков в журналах («4-», «3+» и т.д.) не допускается.
3.3. При выставлении отметок по итогам полугодия следует руководствоваться следующими общими количественными нормами: не менее не менее шести в полугодии.
3.4. Критерии оценивания учитель вправе разрабатывать самостоятельно с учетом требований стандарта образования, рекомендаций методических структур, но эти критерии должны быть сформулированы, открыты, известны обучающимся и их родителям (во избежание конфликтных ситуаций, источником которых часто является именно непонимание системы оценивания, чувство несправедливости) и находиться в Положении о системе контрольно-оценочной деятельности МБОУ «Старицкая ВСШ»
3.5. Следует помнить, что выставление неудовлетворительных оценок в первые уроки после длительного отсутствия учащихся (3-х и более уроков), сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебному предмету.
3.6. Между зачетами, тематическими контрольными работами следует предусмотреть промежуточную аттестацию учащихся по изучаемой теме на основе выявления уровня образовательной подготовки школьников путем устного опроса.
4. Обязанности классного руководителя
4.1. Классный руководитель оформляет журнал на начало учебного года, заполняет в журнале:
- титульный лист (обложку);
- оглавление;
- списки учащихся на всех страницах;
- ФИО преподавателей (полностью);
- общие сведения об обучающихся;
- сведения о количестве пропущенных уроков;
- сводную ведомость посещаемости;
- сводную ведомость успеваемости;
-сведения о занятиях в факультативах, кружках, секциях;
4.2. Номер класса указывается на обложке журнала.
4.3. Еженедельно в раздел «Учет посещаемости учащимися» записывается количество дней и уроков, пропущенных школьниками.
4.4. Классный руководитель отмечает в журнале изменения в списочном составе учащихся (выбытие, прибытие и т.п.) после приказа по школе. Дату и номер приказа проставляют в журнале на той строке порядкового номера, где записана фамилия обучающегося.
4.6. Классный руководитель знакомится с инструкцией по заполнению журнала на первой его странице, фиксирует это записью «Ознакомлен», заверяет своей подписью и числом.
5.Обязанности учителей-предметников
5.1. Классный журнал заполняется учителем в день проведения урока.
5.2. Все записи по всем учебным предметам (включая уроки по иностранному языку) должны вестись на русском языке с обязательным указанием не только тем уроков, но и тем практических, лабораторных, контрольных работ, экскурсий, уроков с использованием информационных технологий и видеоуроков. (Например, практическая работа №3 «Размещение топливных баз» или (П.Р.№ 3 «Размещение топливных баз», контрольный диктант по теме «Имя существительное». «Весна», лабораторная работа №1 «Определение доброкачественности пищи» и т.п.).
5.3. Учитель записывает дату (арабскими цифрами), тему каждого урока и домашнее задание (учитель записывает содержание задания и характер его выполнения, страницу, номера задач или упражнений); объем и степень сложности задания для обучающегося на каждый учебный день должны соответствовать в части среднего количества времени, необходимого на их выполнение, требованиям СанПиН для данной возрастной группы).
5.4. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также отмечать посещаемость (в случае отсутствия ученика ставится «н»). Учитель регулярно отражает в журнале результаты проверок знаний обучающихся, в том числе проведенных в форме лабораторных, контрольных, самостоятельных работ - в соответствии с требованиями программы.
5.5. В графе «Домашнее задание» записывается конкретное содержание задания, страницы, номера задач и упражнений, вопросов с отражением специфики организации домашней работы. (Например, «повторить…, составить план к тексту…, составить или заполнить таблицу, учить наизусть…, ответить на вопросы №… стр…., домашнее сочинение, реферат, сделать рисунок и др.»).
5.6. Учитель выставляет отметки по итогам полугодия, года после проведения последнего урока в отчетном периоде. Текущие отметки следующего полугодия выставляются в клетке после итоговых (полугодовых) оценок. Пропуски клеток не допускаются.
5.7. Количество часов по каждой теме должно соответствовать тематическому планированию и программе учебного предмета.
5.8. Учителя-предметники, ведущие занятия на дому, выставляют оценки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для надомного обучения. В конце полугодия, года выставляются в классный журнал только итоговые оценки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета успеваемости.
5.9. В конце учебного года на предметной странице учитель подводит итоги прохождения программ: записывает количество планировавшихся уроков в соответствии с календарно-тематическим планированием и количество уроков, проведенных фактически. Делается запись: «Программа выполнена» или «Не пройдены следующие темы… « с указанием причин. Запись заверяется личной подписью учителя.
5.10. Учитель-предметник выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.
6. Ответственность руководящих работников за ведение классного журнала
6.1. Директор общеобразовательного учреждения:
• отвечает перед вышестоящими органами управления образованием за правильность оформления журналов, их сохранность;
• обеспечивает необходимое количество классных журналов, их хранение, систематический контроль за правильностью их ведения;
• выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.
6.2. Председатель ПДС учителей- предметников по УВР:
• осуществляет непосредственное руководство системой работы в образовательном учреждении по ведению классных журналов и всех других видов используемых журналов;
• проводит инструктивные совещания по заполнению классных журналов обязательно перед началом учебного года и в течение года - по необходимости;
• осуществляет систематический (не реже одного раза в месяц) контроль за правильностью оформления журналов в соответствии с планом ВШК, внося соответствующие записи на страницу замечаний, отмечает устранение выявленных нарушений;
• обеспечивает качественную замену уроков в случае отсутствия учителя;
• ведет журнал замены уроков, заполняет табель;
• выполняет другие обязанности в соответствии с должностной инструкцией и иными локальными нормативными актами образовательного учреждения.
7. Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам
Русский язык и литература
7.2.1. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка « Р.р.», по внеклассному чтению « Вн. чт.»
7.2.2.. За диктант с грамматическим заданием выставляются в журнал две оценки в одну клетку. За изложение или сочинение по русскому языку выставляются в журнал две оценки в одну клетку на странице «Русский язык». Оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на странице «Литература» через дробь.
7.2.3. Оценки за выразительное чтение (наизусть) следует выставлять в отдельную колонку, а в графе «Что пройдено» писать: А. Блок. Чтение наизусть;
7.2.4.Сочинение записывать так: 1 урок. Р.р. Сочинение по творчеству поэтов серебряного века, 2 урок. Р.р. Написание сочинения;
7.2.5.Оценки за контрольный диктант с грамматическим заданием следует выставлять в одной колонке дробью (4/4; 5/3);
7.2.6.Запись о проведении классного изложения по развитию речи следует делать так: 1 урок. Р.р. Изложение с элементами сочинения. 2 урок. Р.р. Написание изложения по теме «…»;
7.2.7.Тема урока записывается в журнал по факту проведения занятия в соответствии с календарно-тематическим планированием учителя, составленным на основе нормативных документов Министерства образования Российской Федерации. Формулировка темы должна быть конкретной, отражающей проблему, рассматриваемую на уроке.
Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология
7.3.1. На первом уроке в сентябре и на первом уроке в январе делается запись в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке» о проведении инструктажа по технике безопасности. Такой инструктаж проводится также перед каждой лабораторной и практической работой, о чем делается соответствующая запись в журнале.
7.3.2. Если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику.
7.3.3.Запись о проведении:
7.3.3.1. практической работы следует делать так: например, П.р. «Пояс гор Южной Сибири».
7.3.3.2. лабораторной работы следует делать так: например, Л.р. «Наблюдение линейчатых спектров»
7.3.4. Если лабораторная, практическая работы составляют только часть урока, то запись темы можно сделать в графе «Заметки учителя»
Иностранные языки
7.4.1.Все записи в журнале должны быть на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык.
7.4.2. В журнале должны быть отражены каждый новый раздел, каждая новая тема в рамках раздела, основные развивающие задачи данного урока по видам речевой деятельности. Также следует вести подробную запись содержания уроков повторения.
7.4.3. Контрольных работ должно быть не менее трех в год по различным видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование).
7.4.4. Оценки за контрольные и проверочные работы должны выставляться в колонку, и виды работы, и ее содержание должны быть отражены в журнале.
7.4.5. В соответствующем разделе журнала должно быть отражено содержание домашнего задания с указанием страницы и номеров упражнений, если есть дополнительный источник, то также указать и его.
8. Выставление итоговых оценок
8.1. Итоговые оценки учащихся за полугодие, год, итоговые должны быть обоснованы.
8.2. В случае отсутствия текущих оценок по предмету из-за болезни учащегося или по иной причине рекомендуется продлить сроки обучения данного учащегося с последующей сдачей текущего материала в форме зачета, экзамена или иной другой формы.
8.3.Итоговая оценка за полугодие «н/а» (не аттестован) может быть выставлена только в случае отсутствия трех текущих оценок и пропуска учащимся не менее 30% учебного времени.
8.4. Итоговые оценки за каждое полугодие выставляются в столбец, следующий непосредственно за столбцом даты последнего урока.
8.5. Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнее полугодие.
8.6. Итоговые оценки по предметам, выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнее полугодие, оценки по предметам, завершающимся сдачей экзамена, выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за год. Все оценки за полугодия, год, (если есть экзаменационные), итоговые выставляются в сводную ведомость учета успеваемости.
9. Контроль и хранение
9.1. Директор общеобразовательного учреждения и председатель ПДС учителей- предметников по учебно-воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически (не реже 1 раза в месяц) осуществлять контроль за правильностью их ведения. В обязанности председателя ПДС учителей- предметников по учебно-воспитательной работе входит и контроль за ежедневным хранением классных журналов в отведённом для этого в образовательном учреждении специальном месте (кабинет директора либо кабинет председателя ПДС учителей- предметников).
9.2. Журнал проверяется ежемесячно на предмет правильности и своевременной записи тем урока по учебным предметам, плотности и объективности опроса, дозировки домашнего задания.
9.3. В конце каждого полугодия журнал сдается на проверку директору. Уделяется внимание фактическому усвоению программы (соответствие учебному плану и тематическому планированию); объективности выставленных текущих и итоговых оценок; наличию контрольных и текущих проверочных работ; правильности записи замены уроков (если таковые были).
9.4. В конце года классный руководитель сдаёт журнал на проверку администратору только после того, как учителя-предметники уже отчитались перед председателем ПДС учителей- предметников по итогам года.
9.5. Кроме указанных выше обязательных проверок классного журнала могут быть ещё целевые проверки.
9.6. Страница «Замечания по ведению классного журнала» заполняется заместителем директора председателя ПДС учителей- предметников по учебно-воспитательной работе, социальным педагогом или директором школы.
9.7. В конце учебного года журналы, проверенные и подписанные директором или председателем ПДС учителей- предметников, сдаются в архив школы.
9.8.Журналы хранятся в образовательном учреждении в течение 5 лет, после чего из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода обучающихся данного класса. Сформированные за год дела (сброшюрованные) хранятся в образовательном учреждении не менее 25 лет.
С Положением о ведении классного журнала ознакомлены:
№
|
ФИО
|
Дата
|
Подпись
|
-
|
Коваленко Надежда Александровна
|
|
|
-
|
Никонорова Оксана Валерьевна
|
|
|
-
|
Рубан Лариса Владимировна
|
|
|
-
|
Сизикова Елена Владимировна
|
|
|
-
|
Чистякова Светлана Валерьевна
|
|
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|