6.2.1.1.Оценка выразительного чтения наизусть
Таблица 1.
Балл
|
Показатели оценки
|
Точность воспроизведения
|
Выразительность
|
Соблюдение произносительных норм
|
“2”
|
Воспроизведение первых строк стихотворения
|
Монотонное чтение
|
Делает много ошибок
|
Фрагментарное воспроизведение
|
Монотонное чтение
|
Делает много ошибок
|
Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк
|
Монотонное чтение
|
Делает много ошибок
|
Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк
|
Элементы выразительности
|
Делает много ошибок
|
“3”
|
Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк
|
Элементы выразительности
|
Допускает незначительное количество ошибок
|
Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов
|
Элементы выразительности
|
Допускает 2 ошибки
|
“4”
|
Полное соответствие тексту произведения (допускается однократная помощь учителя)
|
Выразительное чтение
|
Допускает 1‑2 ошибки
|
Полное соответствие тексту произведения (ученик самостоятельно устраняет ошибку в замене слов)
|
Выразительное чтение
|
Допускает 1 ошибку
|
“5”
|
Полное соответствие тексту произведения
|
Выразительное чтение
|
Нет ошибок
|
Полное соответствие тексту произведения
|
Выразительное эмоциональное чтение
|
Нет ошибок
|
6.2.2. Контроль и оценка подробного пересказа
Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям:
- точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);
- последовательность изложения событий;
- наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою);
- качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием);
- наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др.
Показатели оценки подробного пересказа отражены в таблице .
6.2.2.1. Оценка подробного пересказа
Таблица 2
Баллы
|
Показатели оценки
|
“2”
|
Неосознанное запоминание текста.
Фрагментарное (отрывочное, неполное), несвязное воспроизведение содержания. Пересказ только с помощью вопросов учителя.
Речь развита плохо. Допускает многочисленные речевые недочёты, затяжные паузы
|
Неосознанное запоминание текста.
Фрагментарное воспроизведение содержания. Нарушение логики изложения. С трудом передаёт содержание прочитанного. Нуждается в помощи учителя.
Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты, длительные паузы
|
Неосознанное воспроизведение событий.
Многократное нарушение последовательных связей. Неполная передача содержания.
Не высказывает оценочных суждений. Нуждается в помощи учителя.
Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты
|
Неосознанное воспроизведение событий.
Неполная передача содержания. Есть нарушения в логике изложения.
Не высказывает оценочных суждений даже после наводящих вопросов учитля. Речь маловыразительная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты
|
“3”
|
Пропуск некоторых деталей фактического и эмоционального содержания произведения.
Есть некоторые нарушения в логике изложения.
Высказывает оценочные суждения после наводящих вопросов учителя.
Речь маловыразительная, бедная. Допускает незначисленное количество речевых недочётов
|
Пропуск некоторых деталей эмоционального содержания произведения (не называет чувства, состояние героя). Дополняет пересказ после наводящих вопросов учителя.
Связная и последовательная передача событий.
Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя.
Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты
|
|
Пропуск некоторых деталей фактического содержания произведения. Сам дополняет пропущенные факты.
Связная и последовательная передача событий.
Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя.
Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты
|
“4”
|
Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения. Пользуется только дословной передачей текста (почти наизусть).
Высказывает личное отношение к поступку, герою (предмету описания) после напоминания учителя.
Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты
|
“5”
|
Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения. Пользуется только дословной передачей текста.
Высказывает личное отношение к поступку, герою, предмету описания.
Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты, которые самостоятельно исправляет
|
Учебные достижения соответствуют перечисленным выше показателям. Кроме того, учащийся употребляет в пересказе авторские образные слова и выражения. Не пользуется дословной передачей текста, а применяет и другую лексику.
Речь эмоциональная, выразительная, легкая. Не допускает речевых недочётов
|
6.2.3.Контроль и оценка краткого пересказа
Оценка краткого пересказа осуществляется по следующим критериям:
- обобщённая передача основного содержания (без включения подробностей, прямой речи персонажей, авторских образных выражений);
- последовательное, связное, без пропусков, изложение основного содержания;
- передача своими словами основного содержания.
Показатели оценки краткого пересказа отражены в таблице 6.
6.2.3.1. Оценка краткого пересказа
Таблица 3
Баллы
|
Показатели оценки
|
“2”
|
Дословное воспроизведение первых заученных предложений текста
|
Дословное воспроизведение первой части текста
|
Подробный несвязный пересказ смысловых частей текста
|
“3”
|
Подробный пересказ смысловых частей текста с попыткой передать кратко (2‑3 предложениями) одну из частей текста
|
Краткий несвязный пересказ основного содержания смысловых частей текста с включением деталей, прямой речи персонажей, как следствие механического сокращения текста
|
Краткий последовательный пересказ основного содержания смысловых частей текста, но с включением деталей, дословной передачей диалога
|
“4”
|
Краткий последовательный пересказ основного содержания смысловых частей текста, но с включением некоторых деталей; обобщённая передача диалога косвенной речью, но с переходом на прямую речь
|
Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части текста своими словами (3‑4 предложениями), но с включением единичных деталей
|
“5”
|
Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части теста своими словами (2‑3 предложениями)
|
Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части текста своими словами (1‑2 предложениями)
|
6.2.4.Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения или полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
6.2.5. Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
6.2.6. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
6.2.7. Оценка творческих работ.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено 7 и более речевых и 7 и более грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
6.2.8. Оценка дополнительных заданий.
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.
6.2.9. Критерии оценивания презентаций.
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
Критерии
оценивания
|
Параметры
|
Оценка
|
Дизайн презентации
|
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
|
|
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
|
|
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
|
|
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
|
|
- ссылки – все ссылки работают
|
|
|
Средняя оценка по дизайну
|
|
Содержание
|
- раскрыты все аспекты темы;
|
|
|
- материал изложен в доступной форме;
|
|
|
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
|
|
|
- слайды расположены в логической последовательности;
|
|
|
- заключительный слайд с выводами;
|
|
|
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
|
|
|
Средняя оценка по содержанию
|
|
Защита проекта
|
- речь учащегося чёткая и логичная;
|
|
|
- ученик владеет материалом своей темы;
|
|
|
Средняя оценка по защите проекта
|
|
|
Итоговая оценка
|
|
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
|