УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРИЦКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Старицкая ВСШ»
____________Л.А.Дроздова
Приказ № 19 от 21.03.2013 г
Принято на педагогическом совете
Протокол № 5 от 18.03.2013 г
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОМ ОРФОГРАФИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Устава ОУ, должностных квалификационных характеристик учителя для организованного осуществления образовательного процесса, порядка организации проверки тетрадей и соблюдения преемственности единого орфографического режима.
1.2. Положение о едином орфографическом режиме в общеобразовательном учреждении (далее - ОУ) разработано с целью формирования общей культуры обучающихся и работников ОУ, подготовки
обучающихся к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.
1.3. Единый орфографический режим в ОУ – это единые требования к письменной речи обучающихся и педагогических работников.
1.4.Цели введения единого орфографического режима в ОУ:
создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России;
повышение качества школьного воспитания.
1.5. Задачи введения единого орфографического режима в ОУ:
повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и педагогических работников;
воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников ОУ;
эстетическое воспитание школьников, привитие эстетического вкуса;
формирование морально-этических норм поведения обучающихся через овладение ими культурой речи.
1.6. Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся и педагогических работников ОУ.
1.7. Ведение тетрадей по предметам с 5 по 12-й класс является обязательным.
1.8. В тетради оформляются письменные работы в классе и дома.
1.9. Предусматриваются несколько типов письменных работ в тетради, в соответствие, с чем тетради делятся по назначению.
1.10. Определены формат тетрадей и их количество.
1.11. Учителя-предметники обязаны организовать работу обучающихся с тетрадями согласно данному локальному акту.
1.12. Красную и другую пасту, отличную от синей, применять не рекомендуется. Помимо стационарной ручки в классной и домашней работах учащихся используется только простой карандаш. Подчёркивания осуществляются простым карандашом по линейке.
2. Общие требования по выполнению единого орфографического режима в общеобразовательном учреждении
2.1. Администрация ОУ должна направлять, координировать работу по внедрению единого орфографического режима в школе, осуществлять плановый и внеплановый контроль с целью соблюдения единого орфографического режима обучающимися и педагогическими работниками.
2.2. Каждый педагогический работник несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого орфографического режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного
языка.
2.3. Каждый педагогический работник несёт ответственность за соответствие всех размещенных на всеобщем обозрении материалов (объявления, стенды, газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.
2.4. Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной работе с обучающимися. Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной программы.
2.5. Каждый учитель должен прививать обучающимся навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари.
2.6. Учитель-предметник несёт ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать чётко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Домашнее задание записывается учителем в обязательном порядке на доске.
3 . Требования к речи обучающихся
3.1. Обучающийся должны уметь:
• давать ответ на любой вопрос, в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;
• правильно строить сложноподчиненные предложения; (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения);
• развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;
• говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
• излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
• правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;
• отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
• оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
3.2. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
• правила произношения и постановка ударений;
• правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
• правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).
3.3. Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.
4. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи обучающихся
4.1 Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется каждому учителю:
• тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;
• грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в рабочих планах и т.п.);
• писать разборчивым почеркам;
• не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.
• на всех уроках больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
• на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;
• любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического
или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные ошибки;
• шире использовать выразительное чтение вслух, как один из важных приемов формирования культуры устной речи обучающихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
• настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;
• систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное
употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости;
• следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
Всем работникам школы:
• добиваться повышения культуры устной разговорной речи обучающихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а так же диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне урока;
• шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры обучающихся;
• тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд – презентаций, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки обучающимся и их родителям (законным представителям);
• при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи обучающихся в школе и дома.
5. Единый орфографический режим ведения тетрадей обучающимися
5.1. В тетрадях школьниками записи ведутся согласно требованиям учителя систематически, аккуратно, соблюдая единый орфографический режим.
5.2. Степень количества письменной работы зависит от содержания и вида урока, вытекает из его целей и задач.
5.3. Учитель обязан оптимально организовать, провести и проверить письменную работу.
Предусматриваются следующие типы письменных работ в тетради:
Ø Классная работа
Ø Домашняя работа
Ø Контрольная работа
Ø Творческая работа (формы: сочинение, изложение, эссе, рецензия и т.д.)
Ø Лабораторная работа
5.4. В соответствие с этим тетради могут делиться по назначению:
Ø Рабочие тетради (для классных и домашних работ)
Ø Тетради для контрольных работ
Ø Тетради для творческих работ
Ø Тетради для лабораторных работ
5.5. Наличие рабочей тетради и тетради для контрольных работ обязательно для каждого предмета.
5.6. Формат тетрадей и их количество должно быть оптимальным. Допускается использование тетрадей на печатной основе дополнительно к рабочей. Решение об этом принимается МО с утверждением УМК.
типы тетрадей
предметы
|
Рабочая тетрадь
|
Тетрадь для контрольных работ
|
Тетрадь для творческих работ
|
Тетрадь для лабораторных, практических работ
|
Русский язык
|
2
до 18 листов
|
1
до 18 листов
|
1
18 – 48 листов
|
-
|
Литература
|
1
24 - 48 листов
|
-
|
-
|
Иностранный язык
|
1
12 - 24 листов
|
1
до 18 листов
|
-
|
-
|
История
|
1
24 - 48 листов
|
-
|
-
|
-
|
Обществознание
|
1
24 - 48 листов
|
-
|
-
|
-
|
География
|
1
24 - 48 листов
|
|
-
|
-
|
Биология
|
1
24 - 48 листов
|
-
|
-
|
-
|
Химия
|
1
24 - 48 листов
|
1
до 18 листов
|
-
|
1
до 18 листов
|
Музыка
|
1 до 18 листов
|
|
|
|
ИЗО
|
1 до 18 листов
|
|
|
|
ОБЖ
|
1 до 18 листов
|
|
|
|
Информатика и ИКТ
|
1 до 18 листов
|
|
|
|
Физическая культура
|
1 до 18 листов
|
|
|
|
Математика
|
2
до 18 листов
|
1
до 18 листов
|
|
|
Физика
|
1
24 - 48 листов
|
1
до 18 листов
|
|
1
до 18 листов
|
Технология
|
1
до 18 листов
|
|
|
|
5.7. Титульный лист тетради должен содержать информацию о предмете, типе тетради по назначению, фамилию, имя и класс обучающегося. (Приложение № 1)
5.8. Во всех тетрадях обязательно наличие полей по внешнему краю страниц, ширина – не менее 4 клеток или 2 см. Запрещается на полях делать записи без указания учителя.
Во всех выполняемых в тетради работах обязательно наличие даты:
- в тетрадях по русскому языку и литературе – прописью по центру,
- число и месяц выполнения работы записываются словами в именительном падеже;
- в тетрадях по иностранному языку – прописью на соответствующем языке месяц и цифрой число в правом верхнем углу,
- в тетрадях по остальным предметам – цифрами на полях. (Приложение № 2)
5.9. Выполняемая в тетради работа должна иметь заголовок: вид работы или тема урока (контрольные и лабораторные работы идут обязательно с указанием номера).
5.10. Текст в тетрадях должен быть разделён на абзацы по смыслу. Начало абзаца всегда с красной строки. (отступ от края тетради – 2 см). Текст в тетрадях «в линеечку» пишется на каждой строке, а в тетрадях «в клеточку» - через клеточку. Между работами должен оставаться промежуток не менее чем 4 клетки или две строки. Между столбиками примеров пропускается 3 клетки.
5.11. Основной текст пишется только синей пастой. Для выделений текста и подчёркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако допустимо использование по указанию или разрешению учителя пасты других цветов (кроме красного). Недопустимо использование фломастеров и маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.
5.12. В тетрадях иллюстрации делаются по мере необходимости по указанию или разрешению учителя.
5.13. Тетради должны иметь эстетичный вид. Тетради не должны содержать рисунки, записи, наклейки, аппликации, не относящиеся к предмету.
5.14. Схемы, рисунки, подчёркивания необходимо выполнять только по указанию учителя. Обязательно аккуратно, с помощью линейки, простым карандашом; по указанию учителя пастой любого цвета, кроме красного.
Рисунки, иллюстрирующие содержание задачи выполняются в тетради
• по геометрии – слева от условия задачи
• по физике – справа от условия задачи.
5.15. Ошибка, допущенная обучающимся, аккуратно зачёркивается карандашом или ручкой один раз и сверху или рядом пишется другой вариант ответа.
Недопустимо:
Ø использование корректора,
Ø заключение ошибки в знак «скобки»,
Ø перечёркивание ошибки несколько раз.
5.16. Работа над ошибками с целью предупреждения повторения аналогичных ошибок обязательна во всех тетрадях по всем предметам после каждой работы. Порядок работы над ошибками определяет учитель. |